среда, 26 августа 2009 г.

Как известно, родной язык является средством общения, формирования межличностных отношений и, таким образом, служит эффективным средством социализации ребенка, а более узко, его адаптации к школьной жизни. Речевые нарушения, встречающиеся у детей, отрицательно влияют на усвоение программного материала и успешность обучения в целом. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа:


• предупреждение расстройств речи, помощь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи;
• развитие и совершенствование устной речи детей;
• выявление и коррекция нарушений чтения и письма;
• развитие познавательной деятельности, основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), сенсорных и моторных функций ребенка, особенно речевой моторики;

В целях решения важнейших проблем нарушений речи и их коррекции я опираюсь на следующие основные принципы логопедии:

- принцип системности (изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений провожу через воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы);
- принцип комплексности (устранение речевых нарушений носит комплексный, медико-психолого-педагогический характер);
- принцип развития (в процессе логопедической работы выделяю те задачи, трудности, этапы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
- принцип опоры на онтогенез (разработку методики коррекционно-логопедического воздействия веду с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);
- принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена);
- принцип единства обучения и воспитания.

Реализация этих принципов предполагает создание следующих условий:
формирование позитивно ориентированной активности, реализация компетентного подхода.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода, учета соматического состояния ребенка.

С целью активизации коррекционно-развивающего процесса я использую разнообразные методы и приемы педагогического воздействия, что определяет благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.

Коррекционно-развивающие занятия я провожу в специально оборудованном кабинете, размещение и площадь которого отвечает санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет обеспечен специальным оборудованием. Имеются пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук, звукопроизношения; диагностические материалы; учебные пособия и наглядно-иллюстративный материал по развитию речи; учебная и методическая литература.

Комментариев нет: